Кружок "Юные исследователи"
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юные исследователи»
на 2023-2024 учебный год
2 год обучения (36 занятий),
День занятий: четверг (1 раза в неделю по 20 мин)
№ п/п
Месяц
Число
Время
проведения
Тема занятия
Кол-во занятий
Форма
занятия
Место
проведения
Форма контроля
Вводное занятие
1
1.
сентябрь
7
15.40-16.00
Знакомство с учебным планом. Знакомство с оборудованием.
1
теоретическое
Группа д/с
Беседа
Рукотворный мир. Неживая природа
2.
сентябрь
14
15.40-16.00
«Детская лаборатория»
1
теоретическое
Группа д/с
Беседа
3
сентябрь
21
15.40-16.00
«Какими свойствами обладает глина?»
1
практическое
Группа д/с
Практическое задание
4.
сентябрь
28
15.40-16.00
«Как движется сухой песок?»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
5.
октябрь
5
15.40-16.00
«Волшебное сито»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
6.
октябрь
12
15.40-16.00
«Песочная страна»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
7.
октябрь
19
15.40-16.00
«Почему осенью бывает грязь?»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
8.
октябрь
26
15.40-16.00
«Тарелочка из глины»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
9.
ноябрь
2
15.40-16.00
«Что в пакете»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
37
10.
ноябрь
9
15.40-16.00
«Игры с соломинкой»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
11.
ноябрь
16
15.40-16.00
«Мыльные пузыри»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
12.
ноябрь
23
15.40-16.00
«Воздух повсюду»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
13.
ноябрь
30
15.40-16.00
«Вкусная водичка»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
14.
декабрь
7
15.40-16.00
«Разноцветная водичка»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
15.
декабрь
14
15.40-16.00
«Мутная водица»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
16.
декабрь
21
15.40-16.00
«Изготовление цветных льдинок»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
17.
декабрь
28
15.40-16.00
«Снег. Какой он?»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
18.
январь
11
15.40-16.00
«Почему тает снег»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
19.
январь
18
15.40-16.00
«Мороз и снег»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
20.
январь
25
15.40-16.00
«Ледовая фантазия»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
21.
февраль
1
15.40-16.00
«Чудесный мешочек»
1
практическое
Группа д/с
Практическое задание
Человек
22.
февраль
8
15.40-16.00
«Наши помощники»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
23.
февраль
15
15.40-16.00
«Держим ушки на макушке»
1
практическое
Группа д/с
Практическое задание
24.
февраль
22
15.40-16.00
«Мои глаза»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
38
25
февраль
29
15.40-16.00
«Макромир. Увеличительное стекло»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
26.
март
7
15.40-16.00
«Что лучше бумага или ткань»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
27.
март
14
15.40-16.00
«В мире пластмассы»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
28.
март
21
15.40-16.00
«Стеклянный город»
1
практическое
Группа д/с
Практическое задание
29.
март
28
15.40-16.00
«Волшебная рукавичка»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
30.
апрель
4
15.40-16.00
«В мире металла»
1
практическое
Группа д/с
Практическое задание
31.
апрель
11
15.40-16.00
«Витамины на окне»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
32.
апрель
18
15.40-16.00
«Может ли растения дышать?»
1
практическое
Группа д/с
Практическое задание
Неживая природа, Рукотворный мир
33.
май
2
15.40-16.00
«Солнечные зайчики»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
33.
май
16
15.40-16.00
«Тонет – не тонет»
1
практическое
Группа д/с
Наблюдение
35.
май
23
15.40-16.00
«Рисунки из песка»
1
комбинированное
Группа д/с
Практическое задание
36.
май
30
15.40-16.00
Итоговое занятие
1
практическое
Группа д/с
Беседа
Итого
36
Программа занятий
Содержание учебного плана 2-го года обучения1 блок. Информационный.
Раздел - живая природа:
• Растения и животные как живые организмы - подвести к пониманию того, что растение живое, т.е. растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения. Дать возможность сравнить для выявления признаков живого: питание, дыхание, рост, развитие (человек, кукла). Способствовать выделению некоторых особенностей насекомых, рыб, птиц, зверей. • Строение, функции и значение частей растений - учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и устранять их причину (вянут листья - полить растение и т.д.). • Многообразие живых организмов, их приспособление к окружающему миру - создать условия: а) для выявления характерных особенностей (внешнего вида, питания, образа жизни) некоторых видов живых организмов (насекомых, земноводных, птиц); б) для знакомства с некоторыми представителями природно-климатических зон (например, черепаха). • Характерные особенности сезонов - формировать представление о характерных особенностях сезонов в средней полосе, мире растений и животных. Подвести к осознаю многообразия растений и животных в зависимости от приспособления к сезонам (временам года). • Характерные особенности экологических систем и природно-климатических зон - сформировать представление об основных компонентах сред обитания: земля, воздух, вода.
Раздел - неживая природа:
16
• Вода - способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает). Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания, без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т.д.). Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман т.д.).
• Воздух - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Расширить представления о свойствах и качества воздуха. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым из трубы, душное помещение, пары ядовитых веществ и т.д.).
• Песок, глина, камень, плодородный слой почвы (перегной) - побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представление о том, как образуется перегной.
• Земля, космос - дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, водоемов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселений (деревня, город, страна).
Раздел - физические явления:
• Свет, цветообразование - подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света (солнце, луна, светлячок, костер, свеча, лампа, фонарик), Объяснить значение света для жизни растений и животных. Познакомить с тем, как образуется тень. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешения двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности. Познакомить с тем, как цвет может отражать эмоциональное состояние человека. • Магнетизм - дать представление о магните и магнетизме. Познакомить с тем, что некоторые предметы притягиваются к магниту. • Вес, притяжение - подвести к пониманию того, что все предметы имеют вес, который зависит от их материала и размера.
17
• Звук - объяснить, что такое эхо, дать представление о звукоизвлечении (условиях возникновения звука). Расширять представление о разнообразии звуков. • Тепло, температура - способствовать выявлению условий, при которых предметы и вещества могут нагреваться и остывать, а вода замерзать и таять. • Движение, трение, инерция -дать представление о состояниях покоя и движения, о том, что для возникновения движения должна быть приложена сила, что чем больше сила, тем сильнее движение. • Время - способствовать выявлению особенностей разных времен года. Подвести к пониманию того, что существуют день, ночь, вечер, утро и они зависят от солнца (освещения).
Раздел – человек:
• Человек - живой организм - подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности (дышу, питаюсь, пью, расту, передвигаюсь). Формировать представление о некоторых органах и системах строения человека (нос, язык, костно-мышечная, сердечно-сосудистая системы, кожный покров), о положениях и отрицательных влияниях, на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. Раскрыть признаки неблагополучия в функционировании своего организма и возможности самостоятельного их устранения (чувство голода - поесть, устали глаза - сделать гимнастику для глаз или закрыть их и т.п.). Побуждать к определению особенностей своей внешности (комплекция, цвет и размер глаз, форма и размер носа, ушей, рта и пр.). Подготовить к пониманию своего сходства с родителями.
Раздел – рукотворный мир:
• Предмет как таковой - создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. • Способствовать определению материала, из которого сделан предмет (стекло, металл, резина, пластмасса). Развивать умение определять признаки и свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твердость, хрупкость, прочность). • Предмет - результат деятельности человека - развивать представления о предметах, удовлетворяющих потребности ребенка в труде, игре, продуктивной деятельности. Подвести к пониманию зависимости назначения предмета от его строения и материала, из которого он сделан. • Предмет - творение человеческой мысли - развивать умение вычленять существенные признаки предметов в системе «человек - предмет». Побуждать к определению прошлого предметов (предмет изменяется на протяжении времени, например, огонь - костер - каменный очаг - печь).
18
2 блок. Действенно — мыслительный.
• Продолжать учить обобщенным способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, учить совершать перцептивные действия. • Способствовать использованию обследовательских действий в поисковой деятельности. • Учить устанавливать функциональные связи и отношения между объектами и явлениями, применяя различные средства. • Создавать под руководством взрослого условия для использования практических действий, при которых выявляются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. • Формировать умение получать исходные сведения о новом объекте в процессе его практического преобразования. • Способствовать формированию умению выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности (в речевой форме или в виде модели). • Понимать и использовать в деятельности модели, предложенные взрослым.
3 блок. Преобразование:
• Создавать условия для самостоятельного эстетического преобразования предметов: изменения цвета, формы, величины (например, коробочки для духов). Учить отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности. • Продолжать учить пользоваться различными инструментами (ножницами, стеками, лопатками) и материалами (бумагой, глиной, пластилином, коробочками, разным природным материалом, мягкой проволокой, нитками, песком, бумажным «тестом», тканями, соломкой, пробками, крышками, оболочками от «киндерсюрприза»).
Поощрять стремление преобразовать предметы. Учить преобразовывать известные предметы, конструкции в новые, используя знакомые детали, изменяя цвет, форму, величину, функцию и назначение .
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»